Критика: добро или зло?

Вряд ли есть человек, который никогда не слышал замечаний в свой адрес или сам не критиковал кого-то. Ничего не поделаешь, критика присутствует в нашем общении.

Почему нас критикуют? Почему мы критикуем?

  • Для людей с пессимистическим мироощущением критиковать — естественное состояние. Они всеми и всем недовольны, видят в жизни только негатив. Это люди с сознанием мухи. И муха, и пчела живут в одном мире. Но муха имеет дело с грязью, нечистотами, а пчела с тем, что цветет и благоухает.
  • Стремление манипулировать другими — желание многих. Указывая на наши недостатки и ошибки, критикующий хочет вызвать чувство вины и вынудить нас сделать то, что ему нужно.
  • Самовлюбленные люди хотят возвысить себя. В каждом действии так и сквозит гордыня: Я красивее, лучше, успешнее. Я знаю, а ты нет. У меня есть вкус, а у тебя нет.
  • Иногда причиной критики является банальная зависть или соперничество, желание «укусить» хотя бы словом.
  • В близких отношениях «нападает» авторитарный партнер, неспособный идти на компромиссы. Или тот, кто слабее, кому не в чем проявить себя, кто может самоутверждаться только за счет обсуждения других.

Почему критика — зло?

Стандартная реакция на критику — недовольство и обида. Критические замечания раздражают, унижают, ведут к стрессу. У человека, которого часто критикуют, понижается самооценка, он перестает верить в себя. Критика убивает желание действовать, делает человека пассивным.

Когда сад заброшен, за ним не ухаживают, сорняки и дички расцветают. Если обращать внимание только на отрицательные свойства человека, игнорировать его достоинства, то эти недостатки начинают преобладать.

Критика портит отношения и ведет к конфликтам. Обида приводит к росту раздражения и агрессии. Продуктивный диалог, взаимопонимание становятся невозможными.

Критика — благо. Когда и как критиковать?

Надо отличать конструктивные замечания и критиканство. Критиканы говорят о том, что надо быть честным, «резать правду-матку в глаза». Но часто они оказываются просто невоспитанными людьми. Те же, кто мыслит позитивно, способны и в окружающих видеть положительные стороны.

Нет на свете ничего такого, что нельзя было бы усовершенствовать. Критика помогает заметить недостатки и увидеть путь движения вперед.

Когда можно критиковать?

Во-первых, только в том случае, если вы уверены, что человек хочет услышать ваше мнение. Помните, «а судьи кто?» Никогда не лишним будет спросить: «Тебя интересует мое мнение?»

Во-вторых, если мы доброжелательны, искренне желаем помочь, а не решаем с помощью критики свои личные проблемы.

В-третьих, если человек раздражен, расстроен, болен, указывать не промахи бесполезно.

В-четвертых, с большой осторожностью следует делать замечания начальству, старшим, родителям. Субординацию и уважение никто не отменял

Как правильно критиковать?

  • Только с желанием помочь и с любовью. Если этого нет, то не обсуждайте человека, его недостатки, ошибки, промахи.
  • Претензии должны быть конкретными. Оценивать надо действие, а не человека, его личные качества, не обобщать. Совершенно недопустимы такие фразы: «Что от него можно ожидать?» «У него всегда все из рук валится», «Он не справляется ни с какими заданиями».
  • Оперировать надо фактами, а не эмоциями. Директор приходит на работу раздраженным из-за каких-то своих личных проблем. И все попадают под горячую руку. Такое поведение — свидетельство невоспитанности, неумения держать себя в руках.
  • Претензии и даже обвинения недопустимо выражать в агрессивном тоне. Это провоцирует только защиту и взаимные нападки. Текст замечания тоже должен быть доброжелательным: никаких обидных, оскорбительных, унижающих человека слов!
  • Делайте поправку на то, что все мы разные. То, что вы категорично не принимаете, для другого может быть нормой. Вы все делаете быстро, а вашему мужу необходимо время на раскачку. Если вам не нравится розовый цвет, это не означает, что все должны от него отказаться. Поэтому, высказывая свое мнение, добавьте: «Я думаю…», «Мне кажется…»
  • И помните: то, за что мы пытаемся зацепить других, часто является как раз нашей проблемой. «Мнения, которые мы высказываем о людях, свидетельствуют о том, что мы представляем собой сами».

Как вести себя, когда тебя критикуют?

  • Исходите из тезиса: только мертвые и святые безгрешны, а я живой человек со своими достоинствами и недостатками.
  • Принимая близко к сердцу то, что люди говорят о вас, вы теряете себя. Нравлюсь ли я окружающим? Успешна ли? Хорошая ли я мать? Сколько энергии вы тратите, когда беспокоитесь об этом! Причем совершенно не имеет значения то, что вы делаете, как вы делаете, потому что всегда найдется тот, кому что-то не будет нравиться. Желание угодить другим будет стоить вам потери собственного «Я».
  • Никогда не оправдывайтесь, не объясняйтесь. Это выглядит как неуверенность в себе.
  • Не отвечайте на критику, особенно на агрессивную. Как только вы вступаете в диалог с нападающим, вы уже принимаете чужие правила игры, вами начинают манипулировать. Убийственная для пустого критикана реакция — молчание, отсутствие реакции, даже легкая улыбка.
  • Выше уже говорилось о том, что часто критика — это способ сбросить собственное недовольство, проблемы. В этом случае у вас не должно быть оснований для личной обиды.
  • Если же критика справедливая, примите ее спокойно, задумайтесь, сделайте выводы. В этом случае она сродни холодному душу; неприятно, но бодрит. Поможет узнать, действительно ли делающий замечание доброжелателен, вопрос: «Согласен, но что ты предлагаешь?» Возможно, получите ценный совет. И точно отличите пустого критикана от того, кто хочет помочь.

Учитесь воспринимать критику спокойно. «Как люди с тобой общаются — это их карма, а то, как ты реагируешь — твоя».


Галина Николаевна Браткова для сайта Найди себя.

Оригинал статьи размещен на https://najdi-sebja.ru/kritika-dobro-ili-zlo.html.
Сохраняйте авторство и ссылку на оригинальную версию при публикации копии.

Ваш комментарий

Метки
Популярное

© 2017 Найди себя · Копирование материалов сайта разрешается только с указанием прямой ссылки на первоисточник.